Продукт > Управление бизнесом > Начинаем свой бизнес > Как назвать организацию
Основная задача имени выделить Вашу компанию среди других. Часто имя может рассказать немало. Представьте, Вы отправляете коммерческое предложение потенциальному клиенту. Название организации даст первое впечатление, чем Вы занимаетесь, какой Ваш статус. Самый простой пример, Вы пойдёте в японский ресторан с названием «У Натальи» или «Ямагути»? Скорее всего, второе название Вам покажется в большей степени японским.
Всё же, не редкость, когда название организации мало, о чём говорит клиентам. В худших случаях, даёт неверное представление о роде деятельности, статусе или других важных, для начального этапа, свойствах.
Задачи названия организации:
выделить среди аналогичных;
подчеркнуть род деятельности, или статус, иные важные для продвижения свойства (пусть и эмоциональные, не рациональные);
отождествление организации с услугами, товарами, уровнем сервиса и т.п.;
запоминаемость среди потенциальных клиентов.
Кто придумает название?
Нейминг, а именно так называется «придумывание названия» это достаточно сложно.
В идеале лучше обратиться в специализированную компанию с опытом работы. Обычное рекламное агентство, даже предлагающее такую услугу, может и не подойти. Стоимость работы специализированного агентства стоит достаточно дорого, от 600 USD. Обычно, разработкой названия занимаются, как минимум, три специалиста: филолог, маркетолог и рекламист. Плюсами от такого сотрудничества являются работа по договору, вполне адекватные варианты названий. Минус в том, что выбрать хорошее агентство трудно, да и не всегда цена приемлема для небольшой организации.
Можно попробовать придумать самостоятельно. Неплохо, если среди Ваших знакомых найдётся филолог, маркетолог, специалист по рекламе. В любом случае, придётся почитать теорию нейминга. Но, литература в большинстве своём с западными примерами, которые не всегда подходят для русскоязычных названий. Тем не менее, есть плюсы в виде экономии средств и определённого опыта. Минус, название может оказаться слишком банальным или несоответствующим.
Выделим главную идею бизнеса
Для начала опишите суть деятельности организации, бизнеса и услуг. Опишите так, как будто это рекламное сообщение или презентация. Постарайтесь сократить текст, выделить главную идею бизнеса. Этот процесс похож на просеивание руды в поисках нескольких крупиц золота. Нужно выделить самое главное.
Когда текст сокращён до обращения из короткого предложения, можно переходить к выбору технологии.
- Заимствования из других языков. Это вовсе не значит, что вы берёте непонятное, но красивое заграничное слово. Например, отдых на английском языке «relaxation». Скорее всего, написанное даже кириллицей «релакс» скажет, что продукт или компания специализируются на отдыхе.
- Символизм. Здесь всё очень просто. Например, слово «мощь» или «мощный» имеет символы хищных или крупных животных. Отсюда и соответствующие названия. Символом здоровья являются золотое яблоко. Список можно продолжать. Сами символы можно искать как из бытовой жизни, так и из специальных словарей символов. Опять же помним, что символ должен быть понятен (доступен) потенциальным клиентам.
- Пароль к сердцу. Везде и у каждого отдельного человека есть воспоминания о прошлом. Есть слова, которые вызывают приятные воспоминания. Они из детства, юности, они глубоко в сердце и, как правило, их использование ведёт товар, компанию, прямо к сердцу потребителя. Например, назовём условно сливочное масло «Советское». У потребителя сразу будут ассоциации с тем, настоящим сливочным маслом.
- Звукоподражание. Тут богатый простор для фантазии. Можно придумать некое слово, которое бы представлялось нам, например, грузинским. И так назвать ресторан грузинской кухни. А можно и просто взять знакомое всем слово и немножко переделать его, чтобы при произношении оно напоминало то, всем известное слово. Не самый удачный пример, название известной расисткой организации, которое подражало звуку винтовочного затвора.
- Ритм и поэтичность. Пример с Coca-Cola, может не совсем удачный пример поэтичности, но точно хороший пример ритмики слов. Тик-Так, Крак-Сарк и т.п.
- Юмор и сленг. Весёлое шутливое словечко или модное словечко, естественно, для целевой аудитории. Обычно такие названия используются для создания атмосферы дружелюбности, открытости, весёлого времяпровождения, развлечения. Часто используют производители товаров, магазины, компании, работающие в сфере семейного отдыха, для молодёжи, детей или семьи.
Вот тут самое интересное - придумывание названия. Дело в том, что найти нужное слово не всегда можно. Часть слов разобрана, часть неблагозвучна. Нужно придумывать своё слово, для этого подходят методы конструкции слов, с которыми можно познакомиться в литературе по неймингу. Или попробовать самостоятельно.
Нюансы нейминга
Ориентируетесь на своих потенциальных клиентов. Название должно быть им понятно.
Желательно, чтобы название хоть немного говорило о Вашей компании, чем занимается или для кого рассчитан продукт, какая ценовая категория и т.п.
Избегайте штампов-приставок вроде «Мега», «супер», «евро», «мастер», «про», «люкс» и т.п.
Нежелательны аббревиатуры, их нужно расшифровывать. А это дополнительные усилия.
Избегайте имён собственных, как личных, так и географических (если нет задачи, указать на регион). Например, Иванов (даже с окончанием-off), Волга, Урал и т.п.
Не лучший выход и описательность. Например, описательное слово «компьютерный». Придумали Вы название для магазина «Компьютерный рай», а рядом, товарищ-конкурент открывает «Компьютерный край». Юридически защититься вообще невозможно. А клиенту, что рай, что край.
Не реагируйте на так называемый психологический анализ названия. Существует теория, согласно которой любое слово несёт некий код и на подсознательном уровне слово может вызывать негативную или позитивную реакцию клиентов. Фактов, подтверждающих эту теорию, не выявлено. А вот анализ на юридическую чистоту нужен.
Если Вы планируете сделать сайт своей организации, то название в идеале должно стать основной доменного имени. В Интернет есть специальные сервисы, которые помогут Вам узнать, свободно ли такое доменное имя. В противном случае, если доменное имя несвободно (зарегистрировано), Вам придётся его покупать или искать другое.
Какой бы вариант Вы не выбрали, помните, что написано пером, зарегистрировано и вошло в умы клиентов, топором уже не вырубить.
Как только Вы определились с названием организации, не менее важно подобрать систему управления компанией или CRM-систему, чтобы бизнес-процессы Вашей организации были упорядочены и оптимизированы на самом первом этапе. Например, CRM-система «Простой бизнес» подходит как для самых маленьких организаций, так и для расширяющихся компаний. Попробуйте бесплатную версию программы, не затягивайте с применением системы автоматизации для оптимизации бизнес-процессов.