Продукт > Управление бизнесом > Начинаем свой бизнес > Цель создания бизнеса
Речь пойдёт о таком важном понятии как цель. Большинство людей относятся к формулировке цели поверхностно. На вопрос "Зачем создаёте бизнес?" ответят "Чтобы заработать много денег". И посчитают такой ответ даже для себя вполне достаточным. Цель это больше, чем "хочу" или "будет так". Это серьёзный инструмент, от которого часто зависит и успех бизнеса.
Давайте возьмём для примера конкретную ситуацию из жизни.
Молодой вэб-дизайнер, добившийся успеха в качестве наёмного работника, решает создать свой бизнес. Для чего? Чтобы зарабатывать много. Больше, чем была его заработная плата в студии. Он вроде бы неплохо знает рынок, как работать с клиентами и имеет талант. Как ему его цель "заработать больше" поможет? На каком-то этапе эта цель будет мотивировать его, заставлять идти вперёд. Заметьте, только его, а не его новоиспечённую студию. В чём ошибся вэб-дизайнер? Возможно во многом, но он начал свои ошибки с формулировки цели.
Для начала дизайнеру следовало бы разграничить цели личные и цели его будущей студии. Почему? Личная цель собственника студии купить Lamborghini, в реальности, никак не мотивирует его сотрудников. Наоборот, они подумают "Нам придётся вкалывать, как рабам, да ну его, такую работу". Таким образом, личные цели и бизнеса должны быть разграничены.
Теперь перейдём к вопросу о "много денег". Сколько может заработать вэб-студия на создании сайтов? Правильно, явно не миллиард $. Ну, а миллионы? Вполне, возможно. А может этому вэб-дизайнеру вполне будет достаточно десяти тысяч долларов в месяц? Лучше определиться изначально и написать конкретную цифру. Тогда собственник бизнеса и его сотрудники будут видеть, к чему надо стремиться и искать пути для реализации. Если он захочет миллионов, то понятно, что это будет не совсем обычная студия. Если расчёт на другой доход, значит, и студия будет ему соответствовать.
Маленькое уточнение. С одной стороны не стоит задумываться о том, насколько амбициозна ваша цель. Главное понимать масштабность цели и идти к ней. С другой стороны, сама сфера деятельности может ограничивать доходы. Розничная торговля спичками явно не то, что сделает человека миллионером. В нашем примере слишком амбициозная цель поставит перед дизайнером и соответствующие задачи, потребует уж очень нестандартных решений, чтобы войти в десятку лучших в мире. Понятно, что цель потребует и соответствующих навыков, способностей от собственника бизнеса. Наш дизайнер также должен их оценить на соответствие своей цели.
Цель будущего неразрывно связана с настоящим. В мире ничего не происходит просто так и вдруг. Всегда в основе есть причинно-следственные связи. Если бы дизайнер открывал студию в начале развития Интернет в России, то мог бы рассчитывать на быстрый коммерческий успех в начале и рост конкуренции со временем. Открывая студию сейчас, наш дизайнер должен понимать, что конкуренция уже высокая. И она не только со стороны веб-студий. Всё больше есть возможностей для создания сайтов с помощью шаблонов, различного рода программ, освоить которые может человек не совсем разбирающийся в компьютерах и сайтах.
Кроме этого стоимость работ будет снижаться. То, что сейчас стоит 2000$, через пару лет будет стоить 1000$. Так произошло с теми сайтами, которые делались раньше. Нужно будет осваивать новые технологии, новые подходы, чтобы оставаться на уровне. И цель должна этот процесс отображать. Таким образом, цель является основой для планирования деятельности студии. Для этого, обычно, используют промежуточные цели, как шаги от настоящего к конечной цели.
В нашем примере с "много денег" не понятно, когда дизайнер попытается этого достичь. Ставя цель, важно указать и сроки. Если сроков нет, то время кажется бесконечным, как и путь к "много денег".
Цель бизнеса формулируется просто и понятно
Цель должна быть сформулирована просто и понятно. Ведь вам будет необходимо ставить эту цель перед собой и сотрудниками. Часто бывает так, что персонал не знает цели бизнеса или не понимает. Ожидать от них эффективной работы, в таком случае, нельзя. Цель бизнеса это серьёзный фактор мотивации для персонала.
Представьте себе, если наш вэб-дизайнер придёт к инвестору, чтобы получить финансы с целью "заработать много денег". Цель это то, с чего начинается любой бизнес-план для получения инвестиций. Она позволяет сразу оценить, кто перед инвестором, серьёзный, амбициозный человек или ещё один желающий "потратить чужие деньги".
Итак, как бы мог наш вэб-дизайнер сформулировать цель?
Личная цель: финансовая возможность приобрести двухэтажный дом в определённом районе, автомобиль стоимостью от 30 тысяч $ и чтобы на банковских счетах было от 200 тысяч.
Цель бизнеса: вэб-студия, известная в России, специализирующаяся на создании вэб-сайтов для крупных проектов, которая, через два года после своего открытия будет приносить не меньше 150 тыс. долларов чистой прибыли и соответствовать требованиям времени по уровню и качеству создаваемых сайтов.
Теперь вы можете видеть, что цель создания бизнеса это нечто большее. Она позволяет:
- сформулировать чёткие конечные результаты;
- оценить себя и свою бизнес-идею;
- определить промежуточные цели;
- разработать конкретные шаги по достижению конечного результата, то есть видеть, что нужно сделать и как;
- мотивировать свой персонал и себя на выполнение задач по достижению цели;
- позволяет другим оценивать ваш бизнес.
Прежде чем начать свой бизнес, не забудьте сформулировать цель. Желательно это сделать в письменном виде и критически проанализировать, нет ли ограничений для вашей цели в вас, или в вашей отрасли.