Продукт > Учет клиентов (CRM) > Новости управления организацией > Февраль 2013 > Менеджер и сотрудник не должны дружить? Мнение руководителя с 25-летним стажем
«Уважение, а не дружба - вот что, прежде всего, должно быть между менеджером и сотрудником», - говорит Виктор Липман, менеджер с большим опытом.
В тесных рабочих отношениях развитие дружбы между менеджером и сотрудником естественно. Хорошие отношения между ними всегда желательны; они приводят к высоким показателям. Но если это взаимопонимание переходит в дружбу, то ставится под угрозу способность человека объективно осуществлять контроль и управлять ситуацией. «На протяжении многих лет я испытывал и наблюдал эту динамику на всех уровнях управления», - признается специалист.
Новые менеджеры
Для новичков естественно желание нравиться своим сотрудникам. В какой-то степени это хорошо, так как он более внимательно относится к коллегам и не погружается полностью во власть.
Проблемы могут возникнуть, к примеру, когда кого-то назначают начальником над своими бывшими коллегами. Если новый руководитель считает, что может быть с ними в приятельских отношениях, и продолжает относиться к ним так же, как и в прошлом, ему придется столкнуться с проблемами. Выполнение задач начнет выходить из поставленных сроков, новый начальник может натолкнуться на желание получить поблажки по старой дружбе. Еще одно последствие дружбы между начальником и сотрудником - фаворитизм, который, безусловно, противоречит справедливому управлению.
Начинающему менеджеру необходим сдвиг мышления, чтобы быть по-настоящему уважаемым и, в конечном итоге, успешным в этой роли, считает Виктор Липман.
Опытные руководители
Хотя на самых высоких уровнях организации отношения между руководителем и сотрудниками несколько отличаются от младших уровней, основные моменты те же. Между сотрудниками - десятилетия совместной истории, и нередко некоторые подчиненные действительно становятся друзьями. Но иногда именно эта дружба мешает продуктивно решать возникающие бизнес-задачи, особенно когда дело касается необходимости принять жесткое решение в отношении сотрудника-друга. Если же лидер выполняет свои обязанности и принимает беспристрастные решения, то это грозит ухудшением отношений или их разрушением.
Как решить эти человеческие ситуации?
Ответ, хотя и не всегда выполним, прост: старайтесь выдерживать профессиональное расстояние. Построить отношения и завоевать уважение, но сохранить границу между этими тоже важными чувствами и настоящей дружбой. Этого требует дисциплина.
«Будучи в управлении в течение нескольких десятилетий, я искренне полюбил многих моих сотрудников. Но когда чувства симпатии переходили в дружбу, я становился менее эффективным менеджером, - говорит Виктор Липман, отмечая, что было тяжело принимать объективные решения, когда это требовалось от него по должности. - С другой стороны, когда сохранялась эмоциональная дистанция, но имелись взаимопонимание и уважение, было легче и, в конечном счете, лучше для всех участвующих сторон».
Объективность - одно из самых ценных качеств как начинающего, так и топ-менеджера. Чтобы увидеть всю картину с показателями каждого сотрудника и принимать объективные решения, удобно пользоваться системами автоматизации бизнес-процессов, например, облачным сервисом «Простой бизнес». Сервис помогает вести учет рабочего времени, формировать аналитику работы сотрудников и статистику, что позволяет видеть результаты каждого из них и делать правильные выводы. В частности, менеджер может контролировать срок выполнения заданий и в режиме реального времени наблюдать за ходом выполнения текущих дел.