Продукт > Персонал > Эффективное управление персоналом. Организация групповой работы > Премия за ошибки
Ничто так не раздражает сотрудника, как материальное наказание. Особенно если он узнаёт об этом в день зарплаты. Но с позиций руководителя всё правильно. Работник допустил ошибку, и это стоило бизнесу определённой суммы в виде недополученной прибыли. Но всегда ли это так? Не сдерживает ли, в определённых случаях материальное наказание развитие вашего бизнеса? И нужно ли наказывать инициативу? Стоит разобраться.
Недостатки системы организации и управления
Ошибки или нарушения сотрудника могут сказать руководителю, что система организации и управления имеет недостатки. На практике встречаются различные ситуации, рассмотрим их подробнее.
Коммуникации и информированность. Например, есть инструкция или описание процесса. Но сотрудники почему-то с ней не ознакомлены. Или ознакомлены формально. Никто не проводил проверку знаний сотрудника по выполнению той или иной работы, согласованию. И это не тот случай, когда "незнание закона не избавляет от ответственности". Руководителю следует сосредоточить внимание на обмене знаниями.
Контроль. Не редко бывает так, что сотрудники не отправляют отчёты, не согласовывают действия. Тут возможно два варианта, слишком сильный или слишком слабый контроль. В первом случае, сотрудники (часто справедливо) полагают, что их лишают инициативы и самостоятельности, ограничивают. Во втором случае руководитель проявляет недостаточное участие в процессе или подходит к контролю слишком формально.
Несоответствие системы текущей ситуации. Не редко бывает так, что система управления не успевает за развитием компании, ситуации на рынке. Возникают неформальные связи, сотрудники принимают решения, совершают действия, стараясь обойти устаревшие инструкции, нормы.
Отсутствие сценариев действий, как в стандартных, так и нестандартных ситуациях. Система управления или организации работы не предусматривает действия сотрудника при возникновении нестандартной ситуации. Вероятность ошибки выше в ситуациях, когда требуется быстрое решение или действие, нет возможности согласовать с руководством. Наиболее часто ошибки допускаются при работе над новыми направлениями, когда есть явное отсутствие опыта.
Как можно видеть у руководителя достаточно работы по тому, чтобы не допустить возникновение ошибок в следующий раз. И если ошибка возникла, то руководителю стоит радоваться, что она выявила проблемы. Если просто наказать сотрудника и забыть, то ошибка обязательно повторится и может привести к более серьёзным последствиям. В то же время быстрая реакция на ошибку будет способствовать развитию и совершенствованию системы управления.
Знания и опыт
Ещё больше дают ошибки сотрудников, когда речь идёт о развитии, новом направлении или новых технологиях. Никакие теоретически знания не заменят практический опыт. И никакие инвестиции не дадут того, что могут дать практические знания.
Ошибки сотрудников (да и руководителя) это опыт. Главное извлечь из этого урок. Тогда ошибка превращается в ценность бизнеса. А недополученную прибыль лучше не списать сотруднику в зарплату, а списать на обучение.
Сотрудник, совершивший ошибку из-за недостатка опыта, практических знаний, становится вдвойне, а то и втройне более ценным, чем остальные. Во-первых, он инициативный и работает на развитие вашего бизнеса, а не просто выполняет указания сверху и ждёт окончания рабочего дня. Во-вторых, он показал, как делать нельзя. В-третьих, он показал потенциал, то есть, как нужно делать в таких ситуациях. Так стоит ли его наказывать? Ведь принесённый им ущерб с лихвой покрывается выгодами.
Поэтому, не спешите наказывать сотрудника за ошибки и просчёты. Обучение в Вузе стоит намного дороже притом, что не даёт практических навыков. А наказание просто снизит мотивацию до ноля не только у этого сотрудника, но и у коллектива в целом. И это может негативно сказаться на развитии компании, её эффективности.