Продукт > Организация > Советы по управлению компанией > Ключевая проблема — корень всех проблем
В статье "Как не нужно решать проблемы" было сравнение решения проблем в бизнесе с лечением болезни, путём борьбы с симптомами. Если вы считаете, что этот подход не для вас, значит, следует узнать немного больше о ключевой проблеме.
Ключевая проблема очень часто лежит в плоскости организации бизнеса или стратегии. Даже если вы что-то не учли, на это тоже есть причина. Вернёмся к примеру с тем, что товар или услуга не продаётся или продаётся плохо. В то, что товар плохой или услуга не востребована, верится с трудом. Так как на современном рынке продаётся такое, что у нормального человека может вызвать шок. Но оно продаётся и люди, считающие себя нормальными, это покупают. А компании извлекают прибыль, от нескольких тысяч до миллионов долларов. Почему же не продаётся у вас?
Конечно, можно пойти и побороться с последствиями и даже увидеть жёсткую конкуренцию на рынке. Но чаще это не так. Хотя есть конкуренты, персонал как-то не так продаёт, цена действительно завышена, и рекламу можно бы лучше сделать. Но о чём это говорит? Ниже приведена ключевая проблема в качестве примера. Потому что в реальности ключевая проблема может быть другой.
Всё, что описано (конкуренты, цена, работа персонала и реклама) говорит о том, что вы недостаточно хорошо изучили рынок. Но и это не ключевая проблема. Это последствие проблемы. А ключевая проблема в том, что вы не отладили систему информации и обратной связи с рынком. Изучали не те факторы и параметры, соответственно сделали не те выводы и приняли не те решения. Если вы наладите эту систему, то сможете работать с нужной информацией и принимать адекватные решения. Что получается в итоге? Изменится тактика продаж, коммуникации с потенциальными клиентами и реклама, ваши ценовые предложения будут соответствовать рыночному спросу. Таким образом, решение ключевой проблемы создаёт цепочку решения остальных проблем.
Проблемы бизнеса можно представить в виде дерева. Можно обрезать ветви, то есть бороться с причинами. Но если корневая система будет продолжать питать ствол и крупные ветви, то дерево будет только разрастаться (рис 1).
Рис. 1. Ключевая проблема питает остальные проблемы и растит дерево проблем
В качестве "питания" это дерево будет поглощать ресурсы, силы и прибыль, которая будет недополучена вашей компанией. Только решение ключевой проблемы, как удаление корня, позволит убрать остальные проблемы.
Впрочем, решив ключевую проблему, не стоит успокаиваться, даже если эффект будет выше ожидаемого. К сожалению этот эффект временный. Человек достаточно сложное существо, способное осуществлять сложную деятельность. Делать это нам позволяет наше сознание, вернее восприятие мира. Мы всё делаем исходя из того, как мы это понимаем, а не так, как есть на самом деле. Вы обязательно создадите себе новую ключевую проблему. И она снова даст дерево проблем. Или же это будут внешние факторы, которые имеют свойство меняться по независящим от вас причинам. Поэтому вам следует проявлять гибкость и приспосабливаться к обстоятельствам. Но в этом и есть суть развития и процесса совершенствования. Для коммерческой организации развитие, как процесс, даёт коммерческий успех в большинстве случаев.
Таким образом, решение ключевой проблемы является одним из факторов вашего успеха в бизнесе. Как, в общем, и в любой сфере вашей жизни. Даже когда это касается вопросов личных отношений.