Продукт > Организация > Советы по управлению компанией > Проблемы в управлении бизнесом? Как их не надо решать
В одной из статей описывались модели поведения руководителей и их негативная роль для управления. Основная ошибка руководителя - бороться с текущей ситуацией.
Возьмём практический пример, один из самых распространённых. Компания старается продвинуть на рынок некий товар или услугу. Однако, результаты не устраивают руководство. Чем дальше, тем хуже, затраты съедают инвестиции, а прибыли ещё не видно.
Руководитель, согласно модели, начинает рассматривать проблемы, которые лежат на поверхности. Например, многие начинают с рекламы. Может её недостаточно или плохой дизайнер нарисовал плохие рекламные материалы? А может рекламы просто недостаточно? Вопросов много, ответ один, увеличиваются затраты на рекламу.
Если эффекта от рекламы нет, то управленец срочно начинает искать другие причины, и замечает, что менеджеры по продажам как-то не так работают. Последнее время стало модно говорить о мотивации торговых работников и персонала вообще. Он начинает искать ответ в книгах, на форумах и блогах продвинутых управленцев.
Когда и ресурсы "работы с персоналом" исчерпаны, в дело вступает последний аргумент - цена. Потенциальным клиентам предлагаются скидки, низкие цены. И это может привести к повышению объёмов продаж. Но не всегда результатом снижения цен является получение достаточной прибыли. Финансовое положение компании может оставаться шатким. Начинается борьба с затратами. Сокращается рекламный бюджет, сворачиваются программы материального и нематериального стимулирования (то, что называют мотивацией), лояльность клиентов становится неинтересной, а на качество товара или услуги обращают всё меньше внимания.
Впору опустить руки, тем более что борьба с проблемами в рекламе, персонале, качестве товара отняла самый ценный ресурс - время. Одни закрывают бизнес, другие перепрофилируются, третьи пытаются найти другие, более прибыльные направления. И, вполне возможно, от всего этого что-то да получится. Но в большинстве случаев результат всё равно не оправдает ожиданий. Почему? Не решена ключевая проблема.
Всё это время руководитель пытался угадать, боролся с последствиями, но не причиной. В каждом отдельном случае ключевая проблема может быть разная. Где-то предприниматель реально завысил цены, в другом случае может быть и проблема в персонале. Но даже это не является ключевой проблемой. Почему цены завышены, почему персонал работает не так, как нужно. Ведь и на это есть причина. Как показывает практика, большинство ключевых проблем (до 90 %) лежат в плоскости организации бизнеса и стратегии. И только 10 % лежат в плоскости независящих от компании факторов.
Борьбу с последствиями можно ещё сравнить с некоторыми подходами к лечению. Люди часто борются с симптомами, а не с причиной. Болит спина? Чего проще, взять и использовать мазь. Боль утихла и хорошо. И не беда, что проблемой болей, может быть, слабый брюшной пресс, деформация межпозвоночных дисков, неправильная рабочая поза. Болит голова, ничего страшного, есть же таблетки "от головы". Хотя причины головной боли могут быть различны, от переохлаждения (нужно носить шапку) до серьёзных проблем с сосудами или нервной системой. Но если таблетка помогает, то смысл искать причину? И ничего страшного, что головная боль возвращается через время, а через несколько лет грозить инсультом. Ведь на данный момент таблетка поможет.