Продукт > Организация > День в истории управления и развития бизнеса > Ноябрь в истории управления > 5 Ноября: Выпущена настольная игра «Монополия» - успешное развитие монопольного бизнеса
5 ноября 1935 года была выпущена настольная игра "Монополия". Эта игра создана в жанре экономической стратегии для двух или более человек.
В двадцатом веке игра приобрела большую известность во многих странах мира. Цель игры заключается в рациональном использовании стартового капитала, при этом нужно добиться банкротства других игроков. В настоящее время появились и компьютерные варианты игры "Монополия", а также вариации для сотовых телефонов и игровых консолей.
На сегодняшний день число игроков в монополию достигло полумиллиарда человек. В мире даже проводятся соревнования и чемпионаты по игре монополия с реальным призовым фондом. С развитием интернета появились онлайн версии этой игры, которые позволяют играть с реальными соперниками, где бы они не находились.
Слово монополия происходит из греческого языка и обозначает "продаю один". Помимо игры монополия являет собой фирму (или ситуацию на рынке), которая работает в ситуациях отсутствия важных конкурентов. Первые в мире монополии создавались благодаря санкциям государства, когда одна фирма получала право продажи того или иного товарам.
Монополия, занимая конкретный сектор рынка, контролирует его целиком или в значительной степени. Многие страны имеют антимонопольное законодательство, которое регулирует цены, предусматривает санкции принудительного раздела фирм, крупных штрафов и другое.
В крупных странах различные виды монополий. Естественная монополия захватывает привилегированное положение на рынке из-за технологических особенностей производства: эксклюзивными ресурсами, высокой стоимостью, незаурядностью материально-технической базы. Чаще всего представителями таких монополий являются фирмы, которые управляют трудоемкими инфраструктурами (например, системы электроснабжений, водоснабжения, железные дороги).
Существуют другие виды, такие как государственная монополия - монополия, которая создана по правилам законодательства, чистая монополия - существование на рынке только одного поставщика конкретного товара или услуг. Также монополией можно считать объединение неоднородных, но финансово взаимно интегрированных субъектов, - конгломерат или концерн (например, в России это ЗАО "Газметалл" и др.).
Можно говорить об общественной пользе монополизации. Но можно также сказать, что отсутствие конкуренции тормозит развитие отрасли в долгосрочной стадии, так как монополия создает большую неэффективность ресурсов, чем конкурирующие фирмы.
Положение на рынке компаний, их конкурентов можно узнать на портале "Простой бизнес". Эта система управления бизнес-процессами позволит руководить компанией в условиях конкурентной борьбы.