Продукт > Учет клиентов (CRM) > Новости управления организацией > Апрель 2021 > Мудрец или Страус? Каков ваш стиль разрешения конфликтов на работе?
Конфликт на рабочем месте – неизбежная реальность трудовой жизни. С одной стороны, нам необходимо сотрудничать с коллегами, если мы хотим добиться чего-либо, но с другой стороны, коллеги – наши самые большие конкуренты, когда речь идет о продвижении по службе или льготах. Это внутреннее напряжение рано или поздно обязательно приведет к проблемам. Итак, каков ваш стиль разрешения конфликтов?
Учитывая повсеместность конфликта на работе, понимание того, как человек обычно подходит к конфликту и проходит через него, может иметь большое значение для того, чтобы помочь человеку стать более удовлетворенным и эффективным работником.
«Существует множество моделей для описания различных стилей управления конфликтами, но одна из моих любимых – модель, разработанная Дэвидом Б. Коэном для учебного пособия к учебнику, который я использую, когда преподаю индустриальную психологию. Система Коэна сама по себе не является научной теорией, но она предлагает удобный и интуитивно привлекательный способ подумать о том, как мы обычно справляемся с конфликтами в нашей жизни», – говорит доктор философии, профессор психологии Фрэнк МакЭндрю.
Коэн выделил пять распространенных способов разрешения конфликтов, каждый из которых имеет следующие красочные ярлыки:
1. Мудрец.
Это наиболее эффективный стиль управления конфликтами. Мудрец искренне озабочен благополучием всех сторон, вовлеченных в конфликт, и ищет решение, которое обеспечит наилучшие возможные результаты для всех, кого это касается. Мудрец склонен рассматривать открытый конфликт как возможность окончательно разрешить проблемы, которые могли скрываться под поверхностью в течение довольно долгого времени.
2. Дипломат.
Это компромисс, но, в отличие от Мудреца, Дипломат в первую очередь озабочен своими собственными потребностями. Дело не в том, что дипломаты полностью равнодушны к потребностям других, но они следят за тем, чтобы позаботиться сначала о себе, прежде чем что-то сделать для кого-то еще. Дипломаты обычно способны найти решение конфликта, но оно не обязательно будет лучшим для всех конфликтующих сторон.
3. Страус.
Как следует из названия, Страусы ненавидят конфликты и обычно считают их настолько напряженными, что стараются избегать их, пока могут. Они избегают отправки этого неприятного, но необходимого электронного письма или откладывают планирование встречи, которая, как всем известно, должна состояться. Стратегия, похоже, заключается в том, что если Страус будет тянуть время достаточно долго, может быть, все неприятные дела просто исчезнут сами собой. К сожалению, откладывание обычно приводит к тому, что проблема гноится и обостряется, поэтому Страус часто оказывается в еще более худшей ситуации, чем до того, как он зарылся головой в песок.
4. Филантроп.
В отличие от Страуса, который не осознает, что проблема существует, пока не стало слишком поздно, Филантроп находит конфликт настолько неприятным, что готов сделать почти все, чтобы он исчез как можно быстрее. Филантропа легко могут переубедить те, кто предлагает план по искоренению конфликта, и он обычно вполне готов пожертвовать своими собственными потребностями, чтобы удовлетворить других людей. Неудивительно, что Филантропа часто используют в своих интересах, и он может быть более обиженным и менее счастливым, чем он был бы, если бы конфликт разрешился иначе.
5. Воин.
Воину нравится побеждать, и он мало заботится о чувствах других людей, преследуя эту цель. Фактически, Воин может даже воспринимать конфликт как волнующую и приятную форму конкуренции. Воины могут быть очень сильными и даже прибегать к угрозам и запугиванию, чтобы получить желаемое. Излишне говорить, что один или два воина в рабочей группе могут сделать жизнь довольно неприятной, если дела пойдут не так, как надо.
Часто конфликты возникают из-за неграмотно выстроенных рабочих процессов, особенно при удаленной работе. Предотвращать это руководителям помогают специальные сервисы для управления проектами и командой, например, CRM-система «Простой бизнес», подходящая для различных отраслей.