Продукт > Учет клиентов (CRM) > Новости управления организацией > Сентябрь 2019 > 5 мощных риторических приемов для презентаций
Суть не в том, ЧТО вы говорите, а в том, КАК вы это говорите. По словам этимолога и автора книг Марка Форсайта, эта старая поговорка сурово правдива. В ходе оживленной беседы на TEDx в Университете Пенсильвании он изложил некоторые эффективные риторические приемы: они были хорошо известны древним грекам и Шекспиру и до сих пор весьма эффективны.
Вот пять из них:
- «Бонд. Джеймс Бонд». Практически все знают эту фразу. Более того, недавно был проведен опрос, в ходе которого этот голос был признан величайшим за всю историю кино. И, если подумать, это довольно странно, ведь это просто персонаж, произносящий свое имя. Но это не просто фраза – это повторение слов. Когда вы упорядочиваете слова таким образом, это хорошо запоминается. «Дом, милый дом», «Быть или не быть» – все это примеры, которые вы, наверняка, знаете и используете. Такой лингвистический прием является очень сильным.
- Противопоставление. Вы говорите что-то и следом говорите противоположность этому. Что-то еще, а потом – снова противоположность. Один из наиболее знакомых примеров – глава 3 Экклезиаста: «Всему свое время, и время всякой вещи под небом: время рождаться, и время умирать; время насаждать, и время вырывать посаженное… время разрушать, и время строить … время разбрасывать камни, и время собирать камни… время молчать, и время говорить…» Есть этот прием у Чарльза Диккенса «Это были лучшие времена, это были худшие времена ...». Встречается он у группы «Биттлз»: «Ты говоришь да, я говорю нет». Этот простой прием делает фразы запоминающимися.
- Хиазм – риторический прием, в котором слова или грамматические части представлены в одном порядке, а затем в обратном. Вот пример Стивена Стиллса: «Если ты не можешь быть с тем, кого любишь, люби того, с кем ты сейчас». И, пожалуй, самый известный из всех – от президента Джона Ф. Кеннеди: «Не спрашивайте, что ваша страна может сделать для вас; спросите, что вы можете сделать для своей страны».
- Анафора. Начинайте каждое предложение с одного и того же слова (звука и т.д.). Этот прием тоже является очень эффективным.
- Анадиплосис. В этом приеме вы соединяете одно предложение с другим, повторяя слово в конце предыдущего предложения (или рядом с ним) в начале следующего предложения. Вот пример из Шекспировского «Ричарда II»: «Любовь злых людей превращается в страх, страх – в ненависть, а ненависть рождает опасность и смерть».
«Простые риторические инструменты могут сделать все, что вы говорите, гораздо более запоминающимся и, следовательно, гораздо более убедительным. Научитесь использовать их, и на следующей презентации или встрече с клиентами у вас будет дополнительное преимущество», – рекомендует Минда Зетлин из The Geek Gap.