Продукт > Учет клиентов (CRM) > Новости управления организацией > Апрель 2019 > 3 признака того, что ваш стартап потерпит крах, и примеры из жизни
Если верить статистике, очень многие стартапы терпят неудачу: по одним данным, это 75% стартапов, финансируемых венчурным капиталом, по другим – неудачу в течение пяти лет терпят около 50% всех малых предприятий. Конечно, это не означает, что вы должны сразу все бросить, хотя иногда это может быть вашим лучшим вариантом, так как даст время и энергию, чтобы начать более жизнеспособный (и прибыльный) бизнес в другом месте. По словам Тима Феррисса: «Возможность бросить то, что не работает, является неотъемлемой частью победы».
Важно помнить: каждый бизнес индивидуален, и то, как ваш конкретный стартап сработает в долгосрочной перспективе, зависит от множества факторов. В этом смысле полезно определить жизнеспособность стартапа как можно раньше. Основатель и генеральный директор Echelon Copy LLC Лукас Миллер называет три признака, по которым это можно сделать:
1. Вы тонете в отрицательном ROI (Return On Investment, коэффициент возврата инвестиций).
По своей сути, бизнес прост. Вы тратите деньги, чтобы заработать деньги. И в идеале вы зарабатываете больше денег, чем тратите. К сожалению, многие компании закрываются по одной простой причине: они не получают здоровую прибыль. И это может произойти по разным причинам. Иногда высокие накладные расходы и недооцененные продукты создают отрицательную рентабельность инвестиций. В других случаях это плохо управляемые финансы – вы наняли слишком много людей или купили слишком много инструментов.
Энтони Уолш, основатель стартапа EcoLife, занимающегося биологически активными добавками, отметил: «К сожалению, многие предприниматели не осознают, что бизнес должен иметь здоровую рентабельность инвестиций с самого начала. Многие предприниматели считают, что успех их бизнеса – это лишь вопрос времени. «Я просто подожду», – думают они. Но если бизнес не зарабатывает деньги, у вас есть серьезная проблема».
2. Вы универсал.
Соблазнительно построить бизнес, который обслуживает всех. Чем больше рынок, тем больше потенциал для зарабатывания денег, верно? Неправильно. В действительности, чем более узкой является ваша ниша, тем легче будет рекламировать и продавать свою продукцию. Начать успешный бизнес в узкой нише гораздо проще, чем конкурировать с компаниями, которые в десять раз больше вас.
Gowalla, стартап в социальных сетях, который неустанно работал, чтобы найти свою опору в 2007 году, быстро потерпел неудачу, поскольку он отчаянно конкурировал с Facebook, который, в конечном итоге, купил Gowalla за 3 миллиона долларов, что на 5 миллионов долларов меньше, чем привлеченный компанией капитал.
Кенни Клайн, соучредитель процветающего стартапа Jakk Media: «Я убедился, что нацеливание на нишевые аудитории – это разумная бизнес-стратегия».
3. Вы не слишком активно переключаетесь, чтобы соответствовать требованиям рынка.
Возможно, один из самых важных уроков, касающихся предпринимательства, был описан Эриком Рисом в «Бережливом стартапе»: «Единственный способ победить – учиться быстрее, чем кто-либо другой».
Фактически, момент, когда вы прекращаете учиться, тесно связан с моментом, когда ваш бизнес начинает терпеть крах. Возьмите Blockbuster, огромную компанию, которая потерпела крах. Причина в том, что Blockbuster не изменился вместе с требованиями рынка. Поскольку Netflix и Redbox (небольшие, быстро развивающиеся стартапы) нашли свое место на рынке, который требует удобства клиента, Blockbuster устарел.
Рынок меняется, и вам нужно построить бизнес, который быстро адаптируется. Если вы этого не сделаете, вы выживете только до тех пор, пока более новая и лучшая версия вашего бизнеса не предложит рынку то, чего он действительно хочет.
Стремитесь к выживанию.
Нелегко покинуть судно, когда вы потратили столько времени и денег на создание своего стартапа, но вам и не обязательно это делать. Вы можете попытаться наладить свой бизнес. Создайте более здоровую рентабельность инвестиций, найдите нишу для работы и постоянно анализируйте, как меняется рынок.
И только если ничего из этого не сработает, и вы окажетесь в огненной буре, которая не проходит, ваши усилия можно направить на создание нового бизнеса, который действительно сработает и для вас, и для вашего рынка.